Христианство

 Георгий Победоносец - святой, память которого Русская Православная Церковь чтит 6 мая.
Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (Ливан). Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Победа Георгия над змеем в славянской традции считается посмертным чудом святого. Однако есть и другая точка зрения, что змея Георгий одолел, когда служил в римской армии.
В окрестностях Бейрута в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею. Согласно легенде, дочь царя звали Сабра. Когда змей стал приближаться к царевне, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
В России святой Георгий является покровителем воинства, поэтому имя святого Георгия получили воинские награды дореволюционной России - орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Георгиевская лента к этим наградам была двуцветной. Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Лента с незначительными изменениями вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты» как особого знака отличия. В период СССР гвардейская лента использовалась при оформлении колодки ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С 2005 года в России проводится акция "Георгиевская ленточка". В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне. Девиз акции "Георгиевская ленточка" - "Я помню! Я горжусь!"

 Рафаэль. Святой Георгий и дракон

Рафаэль. Святой Георгий и дракон

Святая Маргарита (1045-16.11.1093) - королева Шотландии. Маргарита стала первой шотландской святой.
Родители Маргариты Шотландской — предпоследний представитель древней Уэссекской династии английских королей Эдуард и его супруга Агата, на которой он женился во время странствий по Восточной Европе. Историки всерьёз обсуждают вероятность того, что отцом Агаты (Агафьи) был Ярослав Мудрый. Святая Маргарита, таким образом, приходилась ему внучкой. Детство Маргарита провела с родителями и братом Эдгаром при дворе венгерского короля Андраша и Анастасии Ярославны. После возвращения ко двору Эдуарда Исповедника отец Маргариты был оттеснён от престолонаследия Гарольдом, а после вторжения норманнов его шансы на престол и вовсе испарились. Семейство приехало в Шотландию. Там их принял шотландский король Малькольм III и предоставил им убежище. Маргарита была уже взрослой девушкой, отличавшейся необыкновенной красотой, обаянием и умом. Прежняя супруга Малькольма (Ингеборга) умерла и овдовевший Малькольм тут же влюбился в эту странствующую принцессу.

 Встреча Маргариты и её семейства Малькольмом III

Встреча Маргариты и её семейства Малькольмом III

Феодора (ок. 500 — 28 июня 548) — византийская императрица, супруга императора Юстиниана I. Память святой императрице Феодоре совершается в православной церкви вместе с её мужем 27 ноября.

Описание жизни Феодоры до её воцарения на престол в романе В.Д. Иванова "Русь изначальная":

"Акакий, отец будущей базилиссы, служил смотрителем зверей прасинов - зеленых, одной из "партий  ипподрома". Акакий занимался и уборкой ипподрома.
 Корзины для мусора наполнялись не  одними объедками, пригодными для кормежки  зверей  и  собственного потребления уборщиков. Находились целые фрукты, печенье, хлебцы, куски жареного и вяленого мяса, сала, подходящие для продажи. В мусоре попадались монеты, драгоценности, гребни, флаконы с ароматами -  все, что могут потерять люди, обезумевшие от  бега квадриг. Частые  драки  между  приверженцами состязующихся тоже оставляли не одни трупы и кровь на камне трибун.
 Когда Акакий безнадежно заболел, его будущая вдова избрала одного из многих желающих женитьбой наследовать выгоднейшую должность. Но главный распорядитель хозяйства прасинов  мим  Астерий, подкупленный отвергнутым вдовой претендентом, решил по-иному. Осталась последняя надежда – добиться милости зрителей.
 Однажды перед началом зрелищ заплаканная женщина и три девочки встретили византийцев,  спешивших занять места. Женщина стояла в униженной позе, как бы прося подаяния, девочки, ловя прохожих за одежду, кричали:
 - Взгляни и  сжалься над детьми усопшего в боге Акакия!  Дайте хлеб и кров несчастным сиротам. Сжальтесь!
 На  головах просящих были венки из увядших цветов,  в  руках -  мятые гирлянды зелени: знак тех, кто ищет милости зрителей.
Младшей, Анастасии, было семь лет, Феодоре - девять, старшей, Комито,- тринадцать. Феодора  не  забыла рук, отбрасывавших ее как помеху, запомнила ругань, пинки. Прасины презрели мольбы  детей.  Взяли  чужие, венеты,  синие.  У  них тоже умер надсмотрщик,  и его место получил вотчим сирот. Во всем этом нет упрека Феодоре.
Девочки,  которые привыкли дышать острым смрадом хищных зверей, по сравнению с чем запах скаковых конюшен кажется фимиамом, девочки, которые умывались из грязного ведра,  если вообще они умывались,  девочки, которые привыкли утолять  голод  кусками,  подобранными на  трибунах,  со  следами подошв и плевков, - расцветали красавицами, как пионы и гиацинты на навозе. Мать поспешила пристроить старшую, Комито, в труппу мимов. Девушка имела  успех  и  состоятельных покровителей. Феодора следовала повсюду за старшей сестрой, как рабыня - в хитоне с длинными рукавами, прислуживая и присматриваясь.
В христианской империи театр оказался необходимым, как и в языческой. Светочи христианства прокляли лицедейство,  но не могли его искоренить. В мире языческом актриса могла сохранить уважение к себе и пользоваться уважением общества. В христианском -  она была объявлена  блудницей и блудницей стала, проклятие исполнилось.  Грех оказался сильнее проповеди, его терпели; мирянин впадал в заблужденье с блудницей, очищался исповедью и причастием,  вновь  грешил,  вновь получал прощенье.  Но  для  девушки, прикоснувшейся к театру, возврата не было.

Руфь Сен-Дени в роли византийской императрицы Феодоры

Святая Тереза Авильская. Витраж

 Святая Тереза Авильская (28 марта 1515 - 4 октября 1582) - испанская монахиня-кармелитка, автор мистических сочинений.

  С детства в душе Терезы жила мысль о монашеском призвании. В юности, несмотря на мысли о монастыре, Тереза не оставалась в стороне от светских увлечений, она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве — знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую партию. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг — она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения. Отец Терезы в конце концов примирился с выбором дочери. В 1555–1562 Тереза Авильская испытала мистический опыт Богообщения (одно из её наиболее ярких мистических переживаний – момент, когда херувим пронзает ей сердце огненным копьём – запечатлён в скульптурной композиции Бернини «Экстаз Святой Терезы», 1645-52), в течение этих семи лет она постоянно видела справа от себя Иисуса Христа, беседующего с ней.
Вот как описывала Тереза эпизод с копьем ангела:
"Слева подле себя я видела ангела в телесном облике. Такое со мной если и бывает, то очень редко. Хотя меня подчас и посещают видения ангелов, я всегда их вижу духовным видением, о котором я упоминала. Между тем Господь наш иногда желает, чтобы я видела ангела в телесном облике. Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами... В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере. Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу."
В 1970 году Тереза Авильская была возведена в достоинство Учителя Церкви. Она стала первой женщиной, удостоенной этого титула.

В Евангелии от Иоанна Мария Магдалина первой видит воскресшего Христа: "Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".

В западной традиции сюжет встречи воскресшего Спасителя и Марии Магдалины получил название "Noli me tangere", так по-латински звучит обращенная к Магдалине фраза Христа "Не прикасайся ко мне".

James Tissot. Noli me tangere

James Tissot. Noli me tangere

На третий день после своей смерти Христос воскрес. Его человечеческое тело преобразилось и он вышел из гробницы, не отвалив камня и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. После этого с неба сошел ангел: "Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;" (Евангелие от Матфея, 28 глава).

Ангел у гроба Господня

В Евангелии от Марка ангел, отвалив камень, сидел в гробнице.
Не зная всего этого, к гробнице Христа шли его ученицы, чтобы умастить тело покойного благовониями (миром). В церковной традиции эти ученицы Христа получили название "жены-мироносицы". По иудейскому обычаю, перед погребением покойного заворачивали в длинную льняную ткань, а тело умащали благовониями. В случае спешных похорон (например, накануне субботы, а именно в это время погребали Христа) умершего клали завернутым в гробницу, и лишь по прошествии важных дней (субботы или иудейских праздников) вновь приходили к гробнице, чтобы полить жидкими ароматами погребальное ложе и завернутое в ткань тело усопшего. Именно по причине наступающей субботы тело Христа было погребено без соблюдения установленного обряда, и мироносицы по прошествии этого дня хотели исполнить все, как должно.

Robert Anning Bell. Жены-мироносицы

Robert Anning Bell. Жены-мироносицы

После Воскресения Христос сначала явился Марии Магдалине, повелев, чтобы она сообщила о Воскресении апостолам. Однако апостолы не поверили Магдалине. Перед тем, как показаться перед всеми апостолами, Христос явился апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус (город в окрестностях Иерусалима). Лука и Клеопа сначала не узнали Христа и поняли, кто перед ними, лишь когда он преломил хлеб и подал им. Этот эпизод подробно описан в 24-й главе Евангелия от Луки:

"В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?"

Паскаль Даньян-Буве. Христос в Эммаусе

Паскаль Даньян-Буве. Христос в Эммаусе

В Библии содержится два рассказа о сотворении первых людей – Адама (имя означает "человек") и Евы (предположительно имя значит "дающая жизнь").
Первый вариант: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…" (Бытие, 1:27-29).

Второй вариант: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Бытие, 2: 7-8). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Бытие, 2: 21-24).

Уильям Блейк. Творение Евы

 Уильям Блейк. Творение Евы

 Мадонна в скалах (иногда встречается вариант "Мадонна в гроте") - название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. Лувр

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. Лувр

В этом материале собраны витражи, на которых английский художник-прерафаэлит Эдвард Бёрн-Джонс запечатлел момент Рождества. Все эти витражи находятся в храмах Великобритании.

витраж в соборе города Винчестер

Мейстер Экхарт - средневековый немецкий христианский мистик (ок. 1260-1328). 

Отрывок из книги Мейстера Экхарта «Духовные проповеди и рассуждения»:

 "Многие учителя славят любовь как высшее, подобно апостолу Павлу, который говорит: "какое бы послушание я ни взял на себя, если я не имею любви, я ничто". Но я ставлю отрешенность выше любви.
… любовь заставляет меня любить Бога. Но гораздо ценнее, чтобы я привел к себе Бога, чем пришел бы к Богу, ибо мое вечное блаженство заключается в том, чтобы Бог и я стали одно; потому что Бог может лучше войти в меня и соединиться со мной, нежели я с Ним. А то, что отрешенность приводит ко мне Бога, доказываю я так: каждое существо пребывает охотнее всего на своем естественном месте. Естественнейшее и собственнейшее место Бога - это цельность и чистота. Они же основываются на отрешенности. Поэтому Бог не может не отдаться отрешенному сердцу.
Совершенная отрешенность не ведает твари, ни склонения перед ней, ни самовозвеличивания, она не хочет быть ни выше, ни ниже ее, она хочет лишь покоиться в себе самой, ни ради чьей-либо любви или чьего-либо страдания. Она не стремится ни к подобию, ни к различию с каким-либо другим существом, она не хочет ни "того", ни "этого", она не хочет ничего другого, кроме как быть одним целым с самой собой.Так же ставлю я отрешенность выше сострадания; ибо сострадание есть не что иное, как то, что человек выходит из себя самого ради страданий своих ближних и оттого омрачается его сердце. Отрешенность же свободна от этого и остается в себе самой и не дает ничему омрачить себя.

Цитата из книги шведского христианского мистика Эмануэля Сведенборга (1688-1772) "Супружеская любовь":

"Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вместе. (...) Если они схоже мыслят и сочувствуют друг другу, они продолжают свою супружескую жизнь. Но если они пребывают в несогласии и чувства их по отношению друг к другу неодинаковы, они разлучаются. (...)
Следует заметить, что мужья редко узнают своих жён, зато жёны хорошо знают мужей. Это происходит потому, что женщины обладают внутренней любовной силой, а мужчины - только внешней."

 Сведенборг, опираясь на слова Бога в Библии "и будут двое одна плоть", видит венец любви мужчины и женщины в соединении двух половинок в одно целое: "супружеская любовь порождает ангела. Эта любовь соединяет мужчину с женщиной и делает его всё более человечным, ради того чтобы однажды двое супругов на Небе превратились в одного ангела". Тогда их на Небе "величают не двумя, но одним ангелом".

В земной жизни тела не могут стать едиными, но возможно единение душ. В одном из своих видений Сведенборг наблюдал, какой была любовь в Золотом веке: