Балет, как и опера, возник в Италии (это произошло в 15 веке) и первоначально был придворным зрелищем. В 16 веке под влиянием итальянки Екатерины Медичи, которая стала французской королевой, балет проник из Италии во Францию, где достиг расцвета в правление Людовика XIV, который в 1661 году основал Королевскую академию танца. Практически вся терминология современного балета взята из французского языка. Балет начал приходить в упадок во Франции после 1830 года, но продолжал развиваться в Италии. В 19 веке появился новый европейский центр балета - Россия, где возникла собственная балетная школа (см.
Известные балерины русской школы балета 19-го века), к началу 20 века превратившаяся в ведущую в мире и остающуюся таковой до сих пор. Русские балетные сезоны Сергея Дягилева в Европе в 1908-1914 годах, которые представляли собой гастрольные выступления артистов Императорских театров Санкт-Петербурга и Москвы, возродили интерес к балету в Европе и положили начало современной эпохе.
В этом рейтинге мы рассмотрим 12 самых популярных балетов в мире по числу исполнений в 20-е годы (2020-2024) 21 века по данным интернет-ресурса Operabase, где публикуется статистика по постановкам разных жанров музыкального театра (опер, оперетт, балетов и т.п.) в разных странах мира. В топ-12 самых популярных в мире балетов вошли сразу 10 балетов, которые так или иначе связаны с Россией (созданы в России или русскими авторами), остальные два балета созданы французами, причем один из них обрел вторую жизнь благодаря тому, что сохранился в России.
12 место.
Петрушка
Одноактный балет русского композитора Игоря Стравинского. Либретто — Александр Бенуа с участием Стравинского. Балет создан для очередного "Русского сезона" Сергея Дягилева в Париже. Стравинский так описал процесс создания балета: "Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, в свою очередь отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна. Закончив этот странный отрывок, я целыми часами гулял по берегу Леманского озера, стараясь найти название, которое выразило бы в одном слове характер моей музыки, а следовательно, и моего персонажа. И вот однажды я вдруг подскочил от радости. Петрушка".
Премьера состоялась в 1911 году на сцене театра Шатле. Главные партии исполняли Вацлав Нижинский (Петрушка), Тамара Карсавина (Балерина), Александр Орлов (Арап). Премьерный показ прошел с большим успехом. Стравинский вспоминал: «Успех "Петрушки" сослужил мне службу, поскольку он внушил мне абсолютную уверенность в моём слухе как раз в то время, когда я собирался приступить к сочинению "Весны священной"».
Постановка "Петрушки" в Мариинском театре