18 век

В этом подразделе мною собраны материалы о людях, живших в 18-м веке.

Весь 17 век и первую половину 18 века в европейской академической музыке принято относить к эпохе барокко. Величайшим композитором той эпохи, по мнению современников, являлся немецкий композитор Георг Фридрих Гендель (1685-1759), который 47 лет жил в Англии. В настоящее время музыка Генделя сохраняет своё значение, однако Гендель отошел на второй план, уступив родившемуся с ним в один год немецкому композитору Иоганну Себастьяну Баху, который сейчас считается величайшим представителем эпохи барокко. Год смерти Баха (1750) признаётся исследователями музыки концом эпохи барокко и началом новой эпохи - классицизма (фр. classicisme). Эту музыкальную эпоху также называют музыкой классического периода (фр. musique de la période classique). Первые ростки нового направления в музыке стали проявляться в 20-е годы 18 века, когда возник галантный стиль (фр. style galant), который, в противовес серьезной и величественной музыке барокко, стремился к простоте и изяществу музыки. Традиционная музыка барокко развивалась в основном как придворная, но состоятельное городское население ценило в музыке не величественность, а наслаждение, в результате появляются легкие оперы, принесшие популярность Генделю или Вивальди. А сыновья Баха, сочинявшие галантную музыку (прежде всего Карл Филипп Эммануил Бах и Иоганн Кристиан Бах), пользуются большей известностью, чем их отец. В период между 1750 и 1775 годами теряет популярность клавесин, часто использовавшийся в барочных операх, под который актеры читали речитативы. Место клавесина занимает фортепиано. Композиторы ценят фортепиано, например, за возможность смены громкости звука (чего лишен клавесин), что лучше передает эмоции. С ростом гастрольной деятельности теряет своё значение орган, его место занимает секция деревянных духовых инструментов: кларнет, гобой, флейта, фагот. Оркестр становится больше по количеству инструментов и по возможностям. Развиваются новые музыкальные жанры: первый значительный композитор эпохи классицизма Йозеф Гайдн является основоположником таких жанров, как симфония и струнный квартет. Важнейшее влияние на развитие музыки эпохи классицизма оказал Вольфганг Амадей Моцарт, который, в отличие от Гайдна, бывшего большую часть жизни придворным музыкантом, активно гастролировал по Европе. Переезд Моцарта в Вену в 1780 году способствовал синтезу в его творчестве итальянских (Австрия в то время владела частью Италии) и немецких традиций в музыке. Творчество Бетховена стало эпилогом эпохи классицизма в музыке. Концом эпохи классицизма и началом новой эпохи романтизма принято считать 1820 год. Первым значительным композитором эпохи романтизма считается Франц Шуберт.
В этом рейтинге собраны самые известные композиторы эпохи классицизма, чьи произведения набрали больше всего прослушиваний с середины мая по середину июня 2024 года в самом популярном в мире интернет-сервисе потокового аудио Spotify, которым ежемесячно пользуются 615 миллионов человек. В рейтинг включены композиторы, у которых более 10 тысяч подписчиков в Spotify. Подписка на композитора в Спотифай позволяет получать уведомления о новых записях его произведений.

14 место.
Леопольд Моцарт / Leopold Mozart (1719-1787) - австрийский скрипач и композитор. Отец и учитель Вольфганга Амадея Моцарта, оказал значительное влияние на его творческое формирование.
У Леопольда Моцарта 54 тысячи слушателей и 13 тысяч подписчиков на Спотифай. Самое популярное произведение - рождественская мелодия Die musikalische Schlittenfahrt (1,3 млн. прослушиваний).

18 век в истории музыки можно разделить на первую половину (позднее барокко) и вторую половину (классицизм). Композиторы 18 века до сих пор популярны, хотя и в меньшей степени, чем композиторы 19 века.
В этом рейтинге собраны самые известные композиторы классической музыки 18 века, чьи произведения набрали больше всего прослушиваний с середины мая по середину июня 2024 года в самом популярном в мире интернет-сервисе потокового аудио Spotify, которым ежемесячно пользуются 615 миллионов человек. В рейтинг включены композиторы, у которых более 20 тысяч подписчиков в Spotify  (для аналогичного рейтинга композиторов 19 века порогом входа были 50 тысяч подписчиков). Подписка на композитора в Спотифай позволяет получать уведомления о новых записях его произведений.
Поскольку некоторые композиторы жили на рубеже веков, то в данный список вошли только те, кто застал не менее четверти 18 века и написал в 18 веке как минимум одно известное произведение. Под эти условия подпадают, например, живший на рубеже 17 и 18 веков Алессандро Скарлатти, а также живший на рубеже 18 и 19 веков Людвиг ван Бетховен.

20 место.
Алессандро Скарлатти / Alessandro Scarlatti (1660-1725) - итальянский композитор эпохи барокко. Написал более 60 опер, считается основателем Неаполитанской оперной школы. Отец композитора Доменико Скарлатти.
У Алессандро Скарлатти 118 тысяч слушателей и 35 тысяч подписчиков на Spotify. Наиболее популярна ария "O cessate di piagarmi" из оперы "Помпей" 1683 года (4,5 млн. прослушиваний), а из произведений 18 века чаще всего слушают "Concerto Grosso No. 3" 1715 года (1,4 млн. прослушиваний).


Иван Петрович Кулибин - выдающийся русский механик-изобретатель 18-го века. Его фамилия стала нарицательной, "кулибиными" сейчас называют мастеров-самоучек. Иван Кулибин стал прототипом часовщика-самоучки Кулигина - героя пьесы "Гроза" Александра Островского.

Иван Петрович Кулибин родился 10 (21 по новому стилю) апреля 1735 года в селении Подновье Нижегородского уезда (сейчас это селение является частью Нижнего Новгорода) в семье купца-старообрядца. Верность старообрядческим традициям Иван Кулибин хранил всю жизнь: он никогда не курил табак,  не играл в карты, не пил спиртного. Когда Екатерина Вторая предложила Кулибину сбрить свою окладистую бороду в обмен на получение дворянства, Кулибин предпочел остаться с бородой в купеческом сословии.

Портрет Ивана Петровича Кулибина

Портрет Ивана Петровича Кулибина