Христианство

Карло Кривелли - Мария Магдалина

Святая Мария Магдалина на картине итальянского художника 15-го века Карло Кривелли поразительна. Аристократичный вид, гордый отрешенный взгляд, роскошные волосы, прекрасное лицо. У многих эта картина вызывает недоумение. Какая же это кающаяся блудница? Как она вообще могла отирать ноги Христа этими волосами? Однако я верю, что это действительно раскаявшаяся блудница. Раньше она заботилась о своей красоте для того, чтобы возбуждать мужское вожделение, теперь же она заботится о своем теле как о сосуде Духа, раньше она эгоистично любила себя, теперь она любит в себе образ и подобие Бога. Печать отрешённости на её лице свидетельствует о том, что эта женщина полностью преображена, она скрыла свою человеческую природу в божественной природе, в ней нет человеческой слабости и именно её божественное совершенство заставляет людские сердца замирать от восторга.

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1892)

Михаил Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга (1892)

24 июля Православная Церковь чтит память святой равноапостольной княгини Ольги.

 Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.

Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов».
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла... Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.

18 июля Православная церковь чтит память святой мученицы Елизаветы Федоровны Романовой, великой княгини. Она единственная из семьи Романовых, чья святость совершенно бесспорна.

Святая преподобномученица великая княгиня Елизавета Федоровна (официально в России — Елисавета Феодоровна) родилась 20 октября (1 ноября) 1864 в Германии, в городе Дармштадт. Она была вторым ребенком в семье великого герцога Гессен-Дармштадского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории. Еще одна дочь этой четы (Алиса) станет впоследствии императрицей Российской Александрой Федоровной.
Дети воспитывались в традициях старой Англии, их жизнь проходила по строгому порядку, установленному матерью. Детская одежда и еда были самыми простыми. Старшие дочери сами выполняли свою домашнюю работу: убирали комнаты, постели, топили камин. Впоследствии Елизавета Федоровна говорила: «В доме меня научили всему». Мать внимательно следила за талантами и наклонностями каждого из семерых детей и старалась воспитать их на твердой основе христианских заповедей, вложить в сердца любовь к ближним, особенно к страждущим.
Родители Елизаветы Федоровны раздали большую часть своего состояния на благотворительные нужды, а дети постоянно ездили с матерью в госпитали, приюты, дома для инвалидов, принося с собой большие букеты цветов, ставили их в вазы, разносили по палатам больных.
Елизавета с детства любила природу и особенно цветы, которые увлеченно рисовала. У нее был живописный дар, и всю жизнь она много времени уделяла этому занятию. Любила классическую музыку. Все, знавшие Елизавету с детства, отмечали ее религиозность и любовь к ближним. Как говорила впоследствии сама Елизавета Федоровна, на нее еще в самой ранней юности имели огромное влияние жизнь и подвиги святой её дальней родственницы Елизаветы Тюрингенской, в честь которой она носила свое имя.

 Елизавета Федоровна в 1887 году

 Елизавета Федоровна Романова. Фотография, 1887 год

В Муроме правил князь Павел. К жене Павла повадился приходить змей. В присутствии всех людей он принимал образ князя Павла, но наедине с княгиней змей принимал свой истинный мерзкий облик. Змей силой овладел княгиней. Когда княгиня поведала об этом мужу, тот попросил жену узнать у змея тайну его смерти. Княгиня завела разговор со змеем: "Много всего ты знаешь, а знаешь ли про смерть свою — какой она будет и от чего?" Змей ответил: "Смерть мне суждена от Петрова плеча и от Агрикова меча". Петром звали младшего брата князя Павла. Пётр был набожен и часто ходил в храмы. Однажды в храме ему явился отрок и показал ему Агриков меч, скрытый в алтарной стене между плитами. Пётр взял этот меч и убил им змея. Умирающий змей своей кровью обрызгал Пётра, отчего тело Петра покрылось струпьями и язвами. Ни один врач не мог исцелить его. Тогда Пётр поехал в Рязанскую землю, где было много искусных лекарей и послал своих слуг по деревням найти того, кто сможет его исцелить. Один из княжеских слуг забрёл в село Ласково. В одной из изб он нашел девушку, которая ткала холст, а перед ней скакал заяц. Слуга Петра выяснил, что девушку зовут Феврония и она дочь древолаза (человека, собирающего мёд в дуплах деревьев). Феврония взялась вылечить Петра, если он возьмет её замуж. Слуга передал эти слова князю и тот согласился на условие Февронии.

Святая Феврония. Художник Александр Простев

Святая Феврония. Художник Александр Простев

В христианской традиции принято считать, что Иисус Христос обучился у своего земного отца Иосифа мастерству плотника (в то время профессия плотник была неотделима от профессии столяра). В Евангелии от Матфея Иисус назван сыном плотника: ""Не плотников ли он сын? Не его ли мать называется Мария, и братья его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда?" (Мф. 13. 55). В Евангелии от Марка Христос прямо назван плотником: "Не плотник ли он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона?" (Мк. 6.3). В западном искусстве получил распространение мотив, где юный Иисус работает в мастерской Иосифа.

Уильям Блейк - Юный Иисус в мастерской Иосифа

Уильям Блейк - Юный Иисус в мастерской Иосифа

30 июля Православная церковь чтит память святой, известной как Марина Антиохийская в православии и Маргарита Антиохийская в католицизме (в Католической церкви днем святой Маргариты является 20 июля).
До прославления в 2000 году собором РПЦ двух православных святых Маргарит, всех Маргарит крестили Маринами.

Марина росла без матери, в 12 лет она стала христианкой, её отец-язычник, узнав об этом, возненавидел ее и перестал считать дочерью, а относился к ней, как к чужой. Ставши взрослой, лет пятнадцати, она однажды вышла в поле посмотреть на овец своего отца, которые там паслись. В это время встретила она мучителя христиан, который ехал в Антиохию писидийскую; увидев красавицу девушку, епарх поразился ее необычайной красотой, тотчас увлекся ею и задумал взять ее себе в жены. Он остановился, и стал расспрашивать девицу:
"Какого ты рода, девушка, чья дочь и как тебя зовут, скажи мне правду о себе. Я вижу, что ты очень хороша собой: если ты свободных родителей, то я вступлю с тобой в законный брак, если же ты чья-нибудь рабыня, то я выкуплю тебя и возьму к себе". Марина ответила, что верует во Христа и иного жениха не желает. Тогда её схватили и отвели в город, где стали принуждать отречься от Христа. Марина ответила:
"Неужели я оставлю Бессмертного Жениха моего Христа, Царя Небесного и вступлю в брак с псом смердящим, мертвым душою? Никогда!"

 Эдвард Бёрн-Джонс. Святая Маргарита

 Эдвард Бёрн-Джонс. Святая Маргарита

Оригинал картины Леонардо да Винчи "Мадонна с прялкой" (другой вариант названия - "Мадонна с веретеном") до нашего времени, к сожалению, не дошел. Сохранился лишь принадлежащий Леонардо эскиз к этой картине:

Леонардо да Винчи. Мадонна с прялкой (эскиз)

Однако до нашего времени дошли две копии с картины Леонардо да Винчи, написанные учениками художника. Наиболее приближенной к оригиналу считается картина, сейчас находящаяся в частной коллекции в Нью-Йорке:

Святая Бернадетта Субиру (7 января 1844 года — 16 апреля 1879 года) известна тем, что ей 18 раз являлась Дева Мария.
Бернадетта Субиру была дочерью разорившегося мельника из города Лурд (Франция). 11 февраля 1858 года четырнадцатилетняя Бернадетта пошла с сестрой и подругой за хворостом. Они дошли до того места, где мельничный канал сливается с потоком Гаве: здесь нужно было перейти его вброд, и Бернадетта в замешательстве остановилась, потому что вода была холодна как лед. Когда она снимала чулки, чтобы не замочить их, она услышала шум, как будто от налетевшего ветра. Она обернулась и посмотрела на деревья, росшие на лугу, но они стояли неподвижно, потом повернула голову по направлению к гроту, у входа в который рос куст шиповника, казалось, колыхавшийся от ветра. Грот осветился "нежным, живым светом", как впоследствии сказала Бернадетта, когда ее заставили подробно рассказывать о случившемся, и в этом свете она увидела нечто, похожее на девушку в белом.

Святая Бернадетта Субиру. Фотография

Святая Бернадетта Субиру. Фотография

В этой подборке мною собраны все известные картины Рафаэля, посвященные образу Богоматери (Мадонны).

"Мадонна с младенцем" (Madonna di Casa Santi) - первое обращение Рафаэля к образу, который станет главным в творчестве художника. Картина датируется 1498 годом. Художнику на момент написания картины было всего 15 лет. Сейчас картина находися в музее Рафаэля итальянского города Урбино.

Рафаэль Санти - Мадонна с младенцем

Антоний Великий (251-356) - христианский святой, основатель пустынножительства и отец монашества.
Антоний родился в Египте, в семье христиан. После смерти родителей на попечении 20-летнего юноши осталась младшая сестра.
На Антония сильно повлияли слова из Евангелия от Матфея:
"Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твое и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной" (Мф. 19, 21).
"Не заботься о завтрашнем дне: завтрашний день сам будет заботиться о себе; довольно для каждого дня своей заботы" (Мф. 6, 34).
Следуя этим заветам, Антоний продал имущество, раздал деньги бедным, оставив часть денег сестре, которую отдал на воспитание добродетельным христианкам. Сам Антоний поселился недалеко от своего селения в бедной хижине, начал подвижническую жизнь. Трудами рук своих он зарабатывал на пропитание и на милостыню бедным. Иногда юноша посещал и других подвижников, живших в окрестностях, и от каждого старался получить наставления и пользу. В этот период Антоний подвергся искушениям от дьявола:

"ненавистник добра завистливый диавол, видя такое расположение в юном Антонии, не потерпел этого, но как привык действовать, так намеревается поступить и с ним. Сперва покушается он отвлечь Антония от подвижнической жизни, приводя ему на мысль то воспоминание об имуществе, то заботливость о сестре, то родственные связи, то сребролюбие, славолюбие, услаждение разными яствами и другие удобства жизни, и наконец жестокий путь добродетели и ее многотрудность, представляет ему мысленно и немощь тела, и продолжительность времени, и вообще, возбуждает в уме его сильную бурю помыслов, желая отвратить его от правого произволения. Когда же враг увидел немощь свою против Антониева намерения, паче же увидел, что сам поборается твердостью Антония, низлагается великою его верою, повергается в прах непрестанными молитвами; тогда, в твердой надежде на те свои оружия, яже на пути чрева (Иов. 40, 11), и хвалясь ими (таковы бывают первые его козни против юных), наступает он и на юного Антония, смущая его ночью, и столько тревожа днем, что взаимная борьба их сделалась приметною и для посторонних. Один влагал нечистые помыслы, другой отражал их своими молитвами; один приводил в раздражение члены, другой, по-видимому, как бы стыдясь сего, ограждал тело верою, молитвою и постами. Не ослабевал окаянный диавол, ночью принимал на себя женский образ, во всем подражал женщине, только бы обольстить Антония; Антоний же, помышляя о Христе, и высоко ценя дарованное Им благородство и разумность души, угашал угль его обольщения. Враг снова представлял ему приятность удовольствий; а он, уподобляясь гневающемуся и оскорбленному, приводил себе на мысль огненное прещение и мучительного червя, и противопоставляя это искушению, оставался невредимым." (Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах).

Felicien Rops - Искушение святого Антония

Felicien Rops - Искушение святого Антония

 Георгий Победоносец - святой, память которого Русская Православная Церковь чтит 6 мая.
Георгий был сыном богатых и благочестивых родителей, воспитавших его в христианской вере. Родился он в городе Бейрут (Ливан). Поступив на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания тысяченачальника, Георгий сделался любимцем императора Диоклетиана. Диоклетиан был талантливым правителем, но фанатичным приверженцем римских богов. Поставив себе целью возродить в Римской империи отмирающее язычество, он вошел в историю, как один из самых жестоких гонителей христиан. Услышав однажды на суде бесчеловечный приговор об истреблении христиан, Георгий воспламенился состраданием к ним. Предвидя, что его тоже ожидают страдания, Георгий раздал свое имущество бедным, отпустил на волю своих рабов, явился к Диоклетиану и, объявив себя христианином, обличил его в жестокости и несправедливости. Речь Георгия была полна сильных и убедительных возражений против императорского приказа преследовать христиан. После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключен в темницу, где его положили спиной на землю, ноги заключили в колодки, а на грудь положили тяжелый камень. Но Георгий мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Святой мученик все терпеливо переносил. В конце концов император приказал отрубить мечом голову святому. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии в 303 году.
Победа Георгия над змеем в славянской традции считается посмертным чудом святого. Однако есть и другая точка зрения, что змея Георгий одолел, когда служил в римской армии.
В окрестностях Бейрута в озере жил змей, нападавший на людей. Правил городом царь «грязный идолопоклонник, беззаконник и нечестивец, беспощадный и немилосердный к верующим во Христа». Народ, напуганный чудовищем, пришёл к нему, царь предложил составить список горожан и по очереди отдавать своих детей на растерзание змею, пообещав, когда придёт его очередь, отдать на смерть свою дочь. Исполнив своё обещание, царь «нарядил свою дочь в пурпур и виссон, украсил золотом и драгоценными камнями, и перлами» и повелел отвести к змею. Согласно легенде, дочь царя звали Сабра. Когда змей стал приближаться к царевне, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девицу. Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в пределах Бейрута и обратил ко Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
В России святой Георгий является покровителем воинства, поэтому имя святого Георгия получили воинские награды дореволюционной России - орден Святого Георгия, Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Георгиевская лента к этим наградам была двуцветной. Цвета ленты — чёрный и жёлто-оранжевый — означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя. Лента с незначительными изменениями вошла в советскую наградную систему под названием «Гвардейской ленты» как особого знака отличия. В период СССР гвардейская лента использовалась при оформлении колодки ордена Славы и медали «За победу над Германией».
С 2005 года в России проводится акция "Георгиевская ленточка". В канун празднования Дня Победы и дни проведения акции каждый участник надевает себе на лацкан одежды, руку, сумку или антенну автомобиля Георгиевскую ленточку в знак памяти о героическом прошлом нашего народа, победившего в Великой Отечественной войне. Девиз акции "Георгиевская ленточка" - "Я помню! Я горжусь!"

 Рафаэль. Святой Георгий и дракон

Рафаэль. Святой Георгий и дракон

Святая Маргарита (1045-16.11.1093) - королева Шотландии. Маргарита стала первой шотландской святой.
Родители Маргариты Шотландской — предпоследний представитель древней Уэссекской династии английских королей Эдуард и его супруга Агата, на которой он женился во время странствий по Восточной Европе. Историки всерьёз обсуждают вероятность того, что отцом Агаты (Агафьи) был Ярослав Мудрый. Святая Маргарита, таким образом, приходилась ему внучкой. Детство Маргарита провела с родителями и братом Эдгаром при дворе венгерского короля Андраша и Анастасии Ярославны. После возвращения ко двору Эдуарда Исповедника отец Маргариты был оттеснён от престолонаследия Гарольдом, а после вторжения норманнов его шансы на престол и вовсе испарились. Семейство приехало в Шотландию. Там их принял шотландский король Малькольм III и предоставил им убежище. Маргарита была уже взрослой девушкой, отличавшейся необыкновенной красотой, обаянием и умом. Прежняя супруга Малькольма (Ингеборга) умерла и овдовевший Малькольм тут же влюбился в эту странствующую принцессу.

 Встреча Маргариты и её семейства Малькольмом III

Встреча Маргариты и её семейства Малькольмом III

Феодора (ок. 500 — 28 июня 548) — византийская императрица, супруга императора Юстиниана I. Память святой императрице Феодоре совершается в православной церкви вместе с её мужем 27 ноября.

Описание жизни Феодоры до её воцарения на престол в романе В.Д. Иванова "Русь изначальная":

"Акакий, отец будущей базилиссы, служил смотрителем зверей прасинов - зеленых, одной из "партий  ипподрома". Акакий занимался и уборкой ипподрома.
 Корзины для мусора наполнялись не  одними объедками, пригодными для кормежки  зверей  и  собственного потребления уборщиков. Находились целые фрукты, печенье, хлебцы, куски жареного и вяленого мяса, сала, подходящие для продажи. В мусоре попадались монеты, драгоценности, гребни, флаконы с ароматами -  все, что могут потерять люди, обезумевшие от  бега квадриг. Частые  драки  между  приверженцами состязующихся тоже оставляли не одни трупы и кровь на камне трибун.
 Когда Акакий безнадежно заболел, его будущая вдова избрала одного из многих желающих женитьбой наследовать выгоднейшую должность. Но главный распорядитель хозяйства прасинов  мим  Астерий, подкупленный отвергнутым вдовой претендентом, решил по-иному. Осталась последняя надежда – добиться милости зрителей.
 Однажды перед началом зрелищ заплаканная женщина и три девочки встретили византийцев,  спешивших занять места. Женщина стояла в униженной позе, как бы прося подаяния, девочки, ловя прохожих за одежду, кричали:
 - Взгляни и  сжалься над детьми усопшего в боге Акакия!  Дайте хлеб и кров несчастным сиротам. Сжальтесь!
 На  головах просящих были венки из увядших цветов,  в  руках -  мятые гирлянды зелени: знак тех, кто ищет милости зрителей.
Младшей, Анастасии, было семь лет, Феодоре - девять, старшей, Комито,- тринадцать. Феодора  не  забыла рук, отбрасывавших ее как помеху, запомнила ругань, пинки. Прасины презрели мольбы  детей.  Взяли  чужие, венеты,  синие.  У  них тоже умер надсмотрщик,  и его место получил вотчим сирот. Во всем этом нет упрека Феодоре.
Девочки,  которые привыкли дышать острым смрадом хищных зверей, по сравнению с чем запах скаковых конюшен кажется фимиамом, девочки, которые умывались из грязного ведра,  если вообще они умывались,  девочки, которые привыкли утолять  голод  кусками,  подобранными на  трибунах,  со  следами подошв и плевков, - расцветали красавицами, как пионы и гиацинты на навозе. Мать поспешила пристроить старшую, Комито, в труппу мимов. Девушка имела  успех  и  состоятельных покровителей. Феодора следовала повсюду за старшей сестрой, как рабыня - в хитоне с длинными рукавами, прислуживая и присматриваясь.
В христианской империи театр оказался необходимым, как и в языческой. Светочи христианства прокляли лицедейство,  но не могли его искоренить. В мире языческом актриса могла сохранить уважение к себе и пользоваться уважением общества. В христианском -  она была объявлена  блудницей и блудницей стала, проклятие исполнилось.  Грех оказался сильнее проповеди, его терпели; мирянин впадал в заблужденье с блудницей, очищался исповедью и причастием,  вновь  грешил,  вновь получал прощенье.  Но  для  девушки, прикоснувшейся к театру, возврата не было.

Руфь Сен-Дени в роли византийской императрицы Феодоры

Святая Тереза Авильская. Витраж

 Святая Тереза Авильская (28 марта 1515 - 4 октября 1582) - испанская монахиня-кармелитка, автор мистических сочинений.

  С детства в душе Терезы жила мысль о монашеском призвании. В юности, несмотря на мысли о монастыре, Тереза не оставалась в стороне от светских увлечений, она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве — знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую партию. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг — она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения. Отец Терезы в конце концов примирился с выбором дочери. В 1555–1562 Тереза Авильская испытала мистический опыт Богообщения (одно из её наиболее ярких мистических переживаний – момент, когда херувим пронзает ей сердце огненным копьём – запечатлён в скульптурной композиции Бернини «Экстаз Святой Терезы», 1645-52), в течение этих семи лет она постоянно видела справа от себя Иисуса Христа, беседующего с ней.
Вот как описывала Тереза эпизод с копьем ангела:
"Слева подле себя я видела ангела в телесном облике. Такое со мной если и бывает, то очень редко. Хотя меня подчас и посещают видения ангелов, я всегда их вижу духовным видением, о котором я упоминала. Между тем Господь наш иногда желает, чтобы я видела ангела в телесном облике. Этот ангел не велик, а скорее мал и очень красив – его лицо пылает, словно он принадлежит к высшим ангелам, которые представляются нам огненными и называются у нас херувимами... В руке у него я вижу длинное золотое копье, на острие которого, кажется, блистает огонь. Этот ангел иногда является, чтобы вонзать свое копье мне в сердце, проникая им в самые мои внутренности. Когда он затем извлекает копье, мне кажется, что он извлекает вместе с ним и внутренности и оставляет меня пылать великой любовью к Богу. Боль при этом так велика, что я не могу сдерживать стоны, однако она столь сладостна, что я не могу желать, чтобы она покинула меня. Душа моя не удовлетворяется ничем, кроме Бога, и поэтому боль моя не телесна, а духовна, хотя тело тоже участвует в ней, и в значительной мере. Эти любовные ласки души и Бога так сладостны, что я молю Бога, чтобы Он по доброте Своей дал их испытать всем, кто думает, что я лгу."
В 1970 году Тереза Авильская была возведена в достоинство Учителя Церкви. Она стала первой женщиной, удостоенной этого титула.

В Евангелии от Иоанна Мария Магдалина первой видит воскресшего Христа: "Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб, и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус. Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его. Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель! Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему".

В западной традиции сюжет встречи воскресшего Спасителя и Марии Магдалины получил название "Noli me tangere", так по-латински звучит обращенная к Магдалине фраза Христа "Не прикасайся ко мне".

James Tissot. Noli me tangere

James Tissot. Noli me tangere

На третий день после своей смерти Христос воскрес. Его человечеческое тело преобразилось и он вышел из гробницы, не отвалив камня и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб. После этого с неба сошел ангел: "Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;" (Евангелие от Матфея, 28 глава).

Ангел у гроба Господня

В Евангелии от Марка ангел, отвалив камень, сидел в гробнице.
Не зная всего этого, к гробнице Христа шли его ученицы, чтобы умастить тело покойного благовониями (миром). В церковной традиции эти ученицы Христа получили название "жены-мироносицы". По иудейскому обычаю, перед погребением покойного заворачивали в длинную льняную ткань, а тело умащали благовониями. В случае спешных похорон (например, накануне субботы, а именно в это время погребали Христа) умершего клали завернутым в гробницу, и лишь по прошествии важных дней (субботы или иудейских праздников) вновь приходили к гробнице, чтобы полить жидкими ароматами погребальное ложе и завернутое в ткань тело усопшего. Именно по причине наступающей субботы тело Христа было погребено без соблюдения установленного обряда, и мироносицы по прошествии этого дня хотели исполнить все, как должно.

Robert Anning Bell. Жены-мироносицы

Robert Anning Bell. Жены-мироносицы

После Воскресения Христос сначала явился Марии Магдалине, повелев, чтобы она сообщила о Воскресении апостолам. Однако апостолы не поверили Магдалине. Перед тем, как показаться перед всеми апостолами, Христос явился апостолам Луке и Клеопе по дороге в Эммаус (город в окрестностях Иерусалима). Лука и Клеопа сначала не узнали Христа и поняли, кто перед ними, лишь когда он преломил хлеб и подал им. Этот эпизод подробно описан в 24-й главе Евангелия от Луки:

"В тот же день двое из них шли в селение, отстоящее стадий на шестьдесят от Иерусалима, называемое Эммаус; и разговаривали между собою о всех сих событиях. И когда они разговаривали и рассуждали между собою, и Сам Иисус, приблизившись, пошел с ними. Но глаза их были удержаны, так что они не узнали Его. Он же сказал им: о чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? Один из них, именем Клеопа, сказал Ему в ответ: неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? И сказал им: о чем? Они сказали Ему: что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло. Но и некоторые женщины из наших изумили нас: они были рано у гроба и не нашли тела Его и, придя, сказывали, что они видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив. И пошли некоторые из наших ко гробу и нашли так, как и женщины говорили, но Его не видели. Тогда Он сказал им: о, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?"

Паскаль Даньян-Буве. Христос в Эммаусе

Паскаль Даньян-Буве. Христос в Эммаусе

В Библии содержится два рассказа о сотворении первых людей – Адама (имя означает "человек") и Евы (предположительно имя значит "дающая жизнь").
Первый вариант: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.  И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…" (Бытие, 1:27-29).

Второй вариант: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Бытие, 2: 7-8). "И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.  И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену и привел ее к человеку.  И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть" (Бытие, 2: 21-24).

Уильям Блейк. Творение Евы

 Уильям Блейк. Творение Евы

 Мадонна в скалах (иногда встречается вариант "Мадонна в гроте") - название двух практически идентичных картин Леонардо да Винчи, одна из которых хранится сейчас в Лувре, а другая в Лондонской национальной галерее.

Версия, которая хранится в Лувре, написана раньше, между 1483 и 1486 годами. Она на 8 см. выше лондонской версии. Лондонская версия написана позже, но до 1508 года. Она писалась для капеллы в церкви Сан Франческо Гранде в Милане. Мнения ученых относительно лондонской версии картины расходятся: одни считают, что в создании этой картины участвовали ученики Леонардо да Винчи, однако в последнее время большинство ученых склоняется к выводу, что обе картины - создание только Леонардо, без участия учеников.

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. Лувр

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. Лувр

В этом материале собраны витражи, на которых английский художник-прерафаэлит Эдвард Бёрн-Джонс запечатлел момент Рождества. Все эти витражи находятся в храмах Великобритании.

витраж в соборе города Винчестер

Мейстер Экхарт - средневековый немецкий христианский мистик (ок. 1260-1328). 

Отрывок из книги Мейстера Экхарта «Духовные проповеди и рассуждения»:

 "Многие учителя славят любовь как высшее, подобно апостолу Павлу, который говорит: "какое бы послушание я ни взял на себя, если я не имею любви, я ничто". Но я ставлю отрешенность выше любви.
… любовь заставляет меня любить Бога. Но гораздо ценнее, чтобы я привел к себе Бога, чем пришел бы к Богу, ибо мое вечное блаженство заключается в том, чтобы Бог и я стали одно; потому что Бог может лучше войти в меня и соединиться со мной, нежели я с Ним. А то, что отрешенность приводит ко мне Бога, доказываю я так: каждое существо пребывает охотнее всего на своем естественном месте. Естественнейшее и собственнейшее место Бога - это цельность и чистота. Они же основываются на отрешенности. Поэтому Бог не может не отдаться отрешенному сердцу.
Совершенная отрешенность не ведает твари, ни склонения перед ней, ни самовозвеличивания, она не хочет быть ни выше, ни ниже ее, она хочет лишь покоиться в себе самой, ни ради чьей-либо любви или чьего-либо страдания. Она не стремится ни к подобию, ни к различию с каким-либо другим существом, она не хочет ни "того", ни "этого", она не хочет ничего другого, кроме как быть одним целым с самой собой.Так же ставлю я отрешенность выше сострадания; ибо сострадание есть не что иное, как то, что человек выходит из себя самого ради страданий своих ближних и оттого омрачается его сердце. Отрешенность же свободна от этого и остается в себе самой и не дает ничему омрачить себя.

Цитата из книги шведского христианского мистика Эмануэля Сведенборга (1688-1772) "Супружеская любовь":

"Обычно супруги встречаются после смерти, узнают друг друга, вновь соединяются и какое-то время живут вместе. (...) Если они схоже мыслят и сочувствуют друг другу, они продолжают свою супружескую жизнь. Но если они пребывают в несогласии и чувства их по отношению друг к другу неодинаковы, они разлучаются. (...)
Следует заметить, что мужья редко узнают своих жён, зато жёны хорошо знают мужей. Это происходит потому, что женщины обладают внутренней любовной силой, а мужчины - только внешней."

 Сведенборг, опираясь на слова Бога в Библии "и будут двое одна плоть", видит венец любви мужчины и женщины в соединении двух половинок в одно целое: "супружеская любовь порождает ангела. Эта любовь соединяет мужчину с женщиной и делает его всё более человечным, ради того чтобы однажды двое супругов на Небе превратились в одного ангела". Тогда их на Небе "величают не двумя, но одним ангелом".

В земной жизни тела не могут стать едиными, но возможно единение душ. В одном из своих видений Сведенборг наблюдал, какой была любовь в Золотом веке: