В 2011 году румынская модель Катринель Менгия приняла участие в интересном фотопроекте: она снялась для календаря на 2012 год в образах богинь древнегреческой мифологии Артемиды, Афины, Афродиты, Ники, Эрато, а также в образе горгоны Медузы. Заказчиком календаря стала румынская компания Alexandrion, производящая крепкие напитки, а фотографом - Marius Bărăgan.


Богиня войны и мудрости Афина:

Богиня войны Афина. фото

Мокошь (Макошь) - восточнославянская богиня. Мокошь была единственным божеством женского рода, чей идол находился в киевском капище до принятия князем Владимиром христианства.
В.В. Иванов и В.Н. Топоров в совместной работе "К реконструкции Мокоши как женского персонажа в славянской версии основного мифа" выдвигают теорию, что Мокошь изначально была женой бога-громовержца Перуна. После измены Мокоши своему мужу с его противником (Змеем-Велесом) Перун лишает жену-изменницу божественного и супружеского статуса, ссылает её с неба на землю, в преисподнюю, в хтонические воды. Не случайно Мокошь, отчасти лишённая божественного статуса, в "Повести временных лет" в списке богов упоминается последней, после священной собаки Симаpгла. В говорах Подмосковья известно слово "мокосья", означающее женщину лёгкого поведения. Это ещё одно свидетельство в пользу вышеописанной теории об измене Мокоши Перуну. В некоторых источниках Мокошь называется женой Велеса (Волоса), это объясняется тем, что  Мокошь, низвергнутая из царства Перуна (неба) в царство Велеса (подземный мир), разделила с ним часть его функций, отвечая за плодородие, воду, скот и торговлю. Если в языческие времена самими почитаемыми в народе богами были Велес и Мокошь (Перун был богом не народа, а княжеской дружины), то после принятия христианства функции Велеса перешли к святому Николе, а функции Мокоши - к Параскеве Пятнице. Пятница была священным днём Мокоши, т.к. следовала за священным днём её мужа Перуна - четвергом.  

Имя "Мокошь" В.В. Иванов и В.Н. Топоров связывают с корнем "мокрый", "мокнуть", вместе с тем отмечая и возможную связь с *mokos, "прядение".  Другого мнения о толковании имени богини придерживается Б. Рыбаков в книге "Язычество древних славян", предпочитая вариант имени "Макошь" и толкуя его как "мать хорошего урожая" / "мать счастья" ("ма" - мать, "кошь" - жребий, судьба, а также мера для хранения зерна). Рыбаков сближает Макошь с греческими богинями-мойрами, прядущими линию судьбы.

Мотив прядения перешёл к преемнице Мокоши - Параскеве Пятнице: Пятнице приносили жертву, бросая в колодец пряжу (название этого обряда - "мокрида"). Паракева запрещала прясть в пятницу (священный день Мокоши): она ходила исколотая иглами и изверченная веретёнами, потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященный ей день. Также в пятницу существовал и другой запрет - на половое общение женщины с мужем (намёк на расставание Мокоши и Перуна).
На Русском Севере существовало представление о нечистом духе по имени Мокоша, которая представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, тайком стригущая овец, прядущая по ночам в избах (если над пряжей не произнесена молитва)  и запрещающая прясть в праздничные дни.
Максимально сниженный образ Мокоши - это Кикимора (Шишимора). Если Мокошь была наказана огнём громовержца и низвергнута в воду, то Кикимора также обитает в сыром месте и боится огня. Также Кикимора позаимствовала у Мокоши связь с пряжей (Кикимора путает пряжу).

 Славянская богиня Мокошь / Макошь. картинки и фото

Мидас - в древнегреческой мифологии сын Гордия, царь Фригии. С именем Мидаса связаны два популярных в античности мифа: о золотом прикосновении и о суде Мидаса музыкального поединка между Аполлоном и Марсием (или Паном).

Мидас уже в детстве получил знак о грядущем богатстве. Однажды муравьи стали заползать к нему в рот и носить туда пшеничные зёрна.
Когда бог Дионис вёл своё войско в Индию, учитель Диониса Силен заблудился в пути. По одной из версий мифа, Мидас подмешал вино в воду источника, откуда пил Силен и тот, будучи мертвецки пьян, не смог продолжить свой путь и оказался во власти Мидаса, который принял его у себя во дворце, вёл с ним беседы и через десять дней возвратил Силена Дионису. В награду за возвращение своего учителя Дионис пообещал Мидасу исполнить любое его желание. Мидас захотел, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото.

Царь Мидас

Фрикс и Гелла были детьми Афаманта (царя  племени миниев в Беотии) и Нефелы (богини облаков). Впоследствии Афамант женился на Ино, родившей ему двух сыновей. Мачеха невзлюбила детей мужа от прошлого брака и решила их погубить. Ино сожгла семена, вызвала неурожай и подкупила послов от дельфийского оракула сказать, что для прекращения неурожая нужно принести в жертву Зевсу Фрикса и Геллу. Богиня облаков Нефела спасла своих детей, опутав их тучей и отправив на златорунном (т.е. с золотой шкурой) баране в Колхиду (царство на территории современной Грузии).
В пути Гелла упала в воды пролива, получившего после этого имя в честь неё - Геллеспонт (ныне Дарданеллы). Фрикс добрался до Колхиды, где принес волшебного барана в жертву Зевсу, а его шкуру (Золотое руно) повесил на дубе в роще Ареса.

Фрикс и Гелла. Копия древнеримской фрески

Фрикс и Гелла. Копия древнеримской фрески

Йоулупукки в переводе с финского означает "Йольский козёл". Это имя пришло из Средневековья, когда отмечался Йоль - праздник зимнего солнцеворота и во время празднования Йольский козёл ходил по домам и проверял, всё ли готово к празднованию: чисто ли в доме, приготовлены ли необходимые кушанья, есть ли у хозяев дома новая одежда. Чтобы задобрить Йольского козла, хозяйки оставляли ему специальное угощение — шанежки и варенье из морошки. В 19-м веке роль Йольского козла меняется - теперь он разносит подарки на Рождество.

Йоулупукки приносит подарки на Рождество

К концу 19-го века функции Йольского козла переходят святому Николаю, однако старое имя "Йоулупукки" остаётся. Козлиное прошлое сохраняется и в том, что Йоулупукки теперь развозит подарки на козлах.

Телемах - в древнегреческой мифологии сын Одиссея и Пенелопы. Одиссей, связанный клятвой, должен был ехать на Троянскую войну сразу после рождения Телемаха. Не желая покидать любимую жену и сына, Одиссей прибег к хитрости и прикинулся безумным. Когда к Одиссею прибыл Паламед - гонец от ахейцев, то он увидел такую картину: Одиссей в запряженными в плуг конем и лошадью сеет соль. Тогда Паламед положил на пути плуга Одиссея маленького Телемаха и Одиссей был вынужден отказаться от притворства.

Когда Телемаху исполняется 20 лет, он по совету богини Афины отправляется на поиски отца. Афина сопровождает его в образе Ментора - старого друга Одиссея, который, отплывая в Трою, поручил Ментору воспитывать Телемаха. Сначала Телемах приплывает в Пилос к Нестору, а потом отправляется в Спарту к Менелаю и Елене. Телемах узнаёт, что Одиссей несколько лет назад был в плену у нимфы Калипсо.

 Генри Говард. Телемах и Нестор

 Телемах спрашивает у Нестора о судьбе своего отца Одиссея

Одной из наиболее интересных, но мало исследованных проблем мифопоэтического наследия белорусов является "орнитоморфный код", или иначе - символика птиц, с которыми человек контактировал довольно активно. С течением времени крылатые создания заняли очень важное место в фольклорном наследии белорусов, стали объектом глубокого осмысления фактически во всех жанрах устно-поэтического творчества.

Помимо того, что некоторые птицы предопределяли судьбу человека, многие из них были самым необычным образом связаны со временем проведения тех или иных обрядов или земледельческих работ. Ежегодный ритмизированный прилет их с юга и отлет назад был положен нашими предками в основу одной из систем измерения календарного времени. Ярким свидетельством тому стали многочисленные загадки: "Двенадцать орлов, пятьдесят две галки снесли одно яйцо" (месяцы, недели, год); "выходили двенадцать молодцов, выносили пятьдесят два сокола, выпускали триста шестьдесят пять лебедей".

В сказочном эпосе белорусов хорошо известен сюжет о том, как журавль ухаживал за цаплей. Ходили они, ходили друг к другу в гости, но так и не обручились. Сразу на память приходят загадки, в которых этот же мотив осмысливается по-другому, однако типологически близко: "Сестра к брату в гости идет, а брат от нее прячется", "Что это за глаза: один светит днем, а второй - ночью". Понятно, что и в первом, и во втором случае речь идет о Солнце и Луне, которые ходят следом друг за другом, но космический брак между ними так никогда не будет заключен.

Борис Ольшанский. У небесного причала

Борис Ольшанский. У небесного причала

Примеры того, как античный образ трёх граций (харит) вдохновлял художников и скульпторов, уже были ранее представлены в моём журнале.

В этой подборке - примеры творчества фотохудожников на ту же тему.

Philip Greenspun - Три грации

Три грации. Фото / Philip Greenspun. The three Graces. Photo

Хариты - в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. В "Одиссее" Гомера хариты - прислужницы богини любви и красоты Афродиты. Хариты могли даровать девушкам красоту.
В "Теогонии" Гесиода хариты - дочери Зевса и океаниды Эвриномы (у других авторов родители харит - Гелиос и гесперида Эгла, Дионис и Афродита или же Дионис и нимфа Коронида). Имена харит у Гесиода: Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая").
 Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Известную гетеру Таис Афинскую современники называли четвёртой харитой. Среди вариантов имен харит известны: Клета ("желанная"), Фаенна ("сияющая"), Пейто ("убеждение"), Ауксо ("приумножающая"), Карпо ("плодоносящая"), Талло ("цветение"), Гегемона ("руководительница").
Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение.
Харитам соответствуют римские грации.
В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты 15 века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.

Рафаэль. Три грации

Рафаэль. Три грации

Спустя 20 лет Одиссей наконец оказывается на Итаке, ему является богиня Афина, которая помогает спрятать сокровища, данные Одиссею феаками. Афина сообщает Одиссею, что уже три года Пенелопу осаждают женихи, которые хозяйничают в доме Одиссея. Чтобы Одиссея не узнали и не убили женихи Пенелопы, Афина изменяет облик героя, прикоснувшись к нему волшебным жезлом:

Сморщилась тотчас на членах упругих прекрасная кожа,
Череп от русых волос обнажился; и все его тело
Сделалось сразу таким, как у самого дряхлого старца.
Мутными стали глаза, такие прекрасные прежде.
Тело рубищем скверным одела его и хитоном -
Грязным, рваным, насквозь прокоптившимся дымом вонючим.
Плечи покрыла большою облезлою шкурой оленьей.
Палку в руки дала Одиссею и жалкую сумку,
Всю в заплатах, в дырах, и перевязь к ней из веревки.

(Гомер "Одиссея", песнь 13-я)

Willy Pogany. Одиссей и Афина

Willy Pogany. Одиссей и Афина

Попавший на Схерию (остров феаков) измученный Одиссей повалился спать под сросшимися оливами, закопавшись в упавшую листву.
Покровительствущая Одиссею богиня Афина решила направить к Одиссею дочь Алкиноя (царя феаков) Навсикаю, "на бессмертных похожую ростом и видом". Афина явилась во сне Навсикае в образе её подруги и призвала с наступлением утра поехать на повозке к реке постирать одежду, чтобы хорошо выглядеть на своей близкой свадьбе.

 Willy Pogany - Афина и Навсикая

Willy Pogany - Афина и Навсикая

После спасения от Сциллы и Харибды корабль Одиссея подплыл к острову, где паслись священные овцы и коровы бога Гелиоса. Цирцея, а до нее прорицатель Тиресий предупредили Одиссея, что если тронуть стада Гелиоса, то Одиссей потеряет всех своих товарищей. Одиссей, помня о мрачных пророчествах, приказал своим спутникам не останавливаться и плыть мимо острова, однако товарищи Одиссея воспротивились, сказав, что устали и не могут плыть дальше. Одиссей согласился остановиться на острове, но строго-настрого запретил трогать любую овцу или корову из стад Гелиоса.
После остановки Одиссею и его людям пришлось провести месяц на острове, дожидаясь попутного ветра. Когда кончились запасы еды, которую дала  Цирцея, спутникам Одиссея пришлось охотиться на птицу и ловить рыбу. Однажды Одиссей заснул, а его товарищи, обезумев от голода, решили принести несколько коров в жертву богам, а по возвращении на Итаку построить храм Гелиосу, чтобы загладить грех перед ним.
Когда спутники Одиссея зарезали несколько коров из стада, Гелиос обратился с жалобой к Зевсу. Владыка богов пообещал наказать святотатцев. Когда корабль Одиссея вышел в море, Зевс бросил в него молнию. Все спутники Одиссея погибли, спасся лишь Одиссей, уцепившись за обломки корабля. Девять дней Одиссея носило по морю, а на десятый его прибило к острову нимфы Калипсо, где Одиссею было суждено провести 7 лет.
Калипсо ("та, что скрывает") была дочерью титана Атланта и океаниды Плейоны (по другой версии Калипсо была дочерью бога Гелиоса и Персеиды).
Калипсо полюбила Одиссея и хотела, чтобы он навсегда остался с ней, предлагая ему бессмертие. Однако Одиссей, тоскуя по родине и жене Пенелопе, постоянно плакал, "стонами дух свой терзая, слезами и горькой печалью".

H. J. Ford - Одиссей и Калипсо

H. J. Ford Одиссей и Калипсо

Перед расставанием с Одиссем Цирцея поведала, какие дальнейшие опасности таятся в пути:

Прежде всего ты сирен повстречаешь, которые пеньем
Всех обольщают людей, какой бы ни встретился с ними.
Кто, по незнанью приблизившись к ним, их голос услышит,
Тот не вернется домой никогда. Ни супруга, ни дети
Не побегут никогда ему с радостным криком навстречу.
Звонкою песнью своею его очаруют сирены,
Сидя на мягком лугу. Вокруг же огромные тлеют
Груды костей человечьих, обтянутых сморщенной кожей.
Мимо корабль твой гони. Залепи товарищам уши,
Воск размягчив медосладкий, чтоб их ни один не услышал
Спутник. А если ты сам пожелаешь, то можешь послушать.
Пусть лишь товарищи, руки и ноги связав тебе крепко,
Стоя привяжут концами тебя к основанию мачты,
Чтоб наслаждаться ты мог, обеим внимая сиренам.
Если ж ты станешь просить и себя развязать им прикажешь,
Пусть они еще больше ремней на тебя намотают.

(Гомер "Одиссея", песнь 12-я)

В древнегреческой мифологии сирены - демонические существа, рожденные рекой Ахелоем и одной из муз (от матери сирены унаследовали божественный голос). Сирены были полуптицами-полуженщинами (или же полурыбами-полуженщинами). Первым кораблём, который благополучно проплыл мимо острова сирен, был "Арго" с аргонавтами, среди которых был Лаэрт - отец Одиссея. Аргонавтов спас плывший с ними Орфей, который заглушил пение сирен своим пением и игрой на лире.

Чтобы спастись от гибели, Одиссей сделал так, как советовала Цирцея: залепил воском уши своим спутникам, а сам велел привязать себя к мачте. Одиссей услышал такую песнь сирен:

К нам, Одиссей многославный, великая гордость ахейцев!
Останови свой корабль, чтоб пение наше послушать.
Ибо никто в корабле своем нас без того не минует,
Чтоб не послушать из уст наших льющихся сладостных песен
И не вернуться домой восхищенным и много узнавшим.
Знаем все мы труды, которые в Трое пространной
Волей богов понесли аргивяне, равно как троянцы.
Знаем и то, что на всей происходит земле жизнедарной.

Одиссей приказал развязать себя, однако его спутники лишь сильнее связали его. После этого корабль Одиссея благополучно отплыл от острова сирен.

Джон Уильям Уотерхаус - Одиссей и сирены

Джон Уильям Уотерхаус - Одиссей и сирены

После спасения от циклопа Полифема Одиссей попадает на остров царя Эола - повелителя ветров. Эол дает Одиссею попутный ветер, который быстро домчит его до Итаки, а также остальные ветра, завязанные в бычьей шкуре. Эол сказал Одиссею не выпускать эти ветра наружу. На десятый день плавания показалась Итака. Одиссей заснул, а его спутники решили посмотреть, какие сокровища находятся в бычьей шкуре. Когда они открыли её, ветра вырвались наружу и примчали корабли Одиссея обратно к острову царя Эола. Эол на этот раз отказался помогать Одиссею, сказав: "Раз ты вернулся, богам ненавистен ты. Вон же отсюда!"
После этого корабли Одиссея попадают на остров великанов-лестригонов, которые закидали корабли Одиссея огоромными камнями, в итоге из двенадцати кораблей у Одиссея остался лишь один, который вскоре приплыл к берегам острова Ээя, где правила волшебница Цирцея (правильнее - Кирка). Одиссей отправил половину своих людей на разведку, они пришли к дворцу, где волки и львы дружелюбно виляли людям хвостами. Вскоре к пришедшим спутникам Одиссея вышла хозяйка дворца, напоила их вином с подмешанным в него зельем.

Головы, волосы, голос и вся целиком их наружность
Стали свиными. Один только разум остался, как прежде.
Плачущих, в хлев загнала их Цирцея и бросила в пищу
Им желудей и простых и съедобных и деренных ягод -
Пищу, какую бросают в грязи почивающим свиньям.
 
(Гомер "Одиссея", песнь 10-я)

Gustave Adolphe Mossa - Цирцея

Gustave Adolphe Mossa - Цирцея

После окончания Троянской войны Одиссей начинает свой путь домой. Сначала буря забрасывает его корабли на фракийское побережье, где отряд Одиссея вступает в сражение с киконами - народом, сражавшимся на стороне троянцев в недавней войне. Одиссей побеждает киконов и разоряет город Исмар, но затем вынужден отступить перед натиском противника, потеряв 70 человек. Затем отряд Одиссея попадает в землю лотофагов ("поедателей лотоса"). Одиссей посылает разведчиков, которых местное население встречает очень радушно и дает им попробовать лотос, после которого спутники Одиссея забывают обо всём и хотят насвегда остаться в стране лотофагов. Одиссей силой возвращает их на корабли.
Затем Одиссей оказывается в стране циклопов (правильнее - киклопы, т.е. "круглоглазые"). Одиссей с отрядом попадают в пещеру, полную припасов и скота. Спутники Одиссея умоляют его забрать необходимое и скорее вернуться на корабль, однако Одиссей принимает решение дождаться хозяина пещеры:

Я не послушался их, а намного б то выгодней было!
Видеть его мне хотелось - не даст ли чего мне в подарок.
Но не радушным ему предстояло явиться пред нами!

(Гомер, "Одиссея", песнь 9-я)

Вскоре пришёл хозяин пещеры. Им оказался циклоп Полифем, сын бога Посейдона и нимфы Тоосы. Он завалил вход в пещеру огромным камнем ("тяжким, которого с места никак не сумели бы сдвинуть двадцать две телеги четырехколесных добротных"), после этого съел двух спутников Одиссея и заснул.

 Willy Pogany. Циклоп Полифем убивает спутников Одиссея

 Willy Pogany. Циклоп Полифем убивает спутников Одиссея

Одиссей - в древнегреческой мифологии царь острова Итака. Мать Одиссея - Антиклея, дочь Автолика и внучка бога Гермеса. Автолик - ловкий разбойник, получивший от своего отца Гермеса дар плутовства, способность принимать любой облик и делать невидимыми предметы. Однажды Автолик похитил стада Сизифа, другого известного хитреца. Сизиф уличил Автолика и в отместку обесчестил его дочь Антиклею, которая вскоре после этого была выдана замуж за Лаэрта и родила Одиссея. Одни античные авторы считают истинным отцом Одиссея Сизифа, другие - Лаэрта. Версия с отцовством Сизифа гораздо лучше объясняет хитроумность Одиссея, т.к. в таком случае и по отцовской и по материнской линии в роду Одиссея были известные хитрецы: Сизиф, Автолик, Гермес, поэтому самому Одиссею на роду было написано стать хитрейшим из людей. По словам богини Афины, даже богам сложно состязаться в хитрости с Одиссеем. Имя "Одиссей" происходит от греческого odyssao - ("гневаюсь") и указывает на участь Одиссея вызывать гнев богов (например, Посейдона), которые не терпят того, что простой смертный может равняться с ними в уме и хитрости.
Одиссей был в числе женихов Елены, но в итоге женился на её двоюродной сестре - Пенелопе, которую ему отдали в жены в благодарность за мудрый совет по примирению женихов Елены: все женихи были обязаны дать клятву оберегать в дальнейшем честь будущего супруга Елены. Однако этой клятвой оказался связан и сам Одиссей, и когда Парис похитил Елену, Одиссей должен был среди прочих греков идти в поход на Трою. Не желая покидать любимую жену и недавно родившегося сына Телемаха, Одиссей прибег к хитрости и прикинулся безумным. Когда к Одиссею прибыл Паламед - гонец от ахейцев, то он увидел такую картину: Одиссей в запряженными в плуг конем и лошадью сеет соль. Тогда Паламед положил на пути плуга Одиссея маленького Телемаха и Одиссей был вынужден отказаться от притворства.

 Willy Pogany.Одиссей притворяется безумным

Willy Pogany.Одиссей притворяется безумным

Гектор - в древнегреческой мифологии старший сын Приама и Гекубы, главный троянский герой в "Илиаде". Гектор пользовался особым покровительством бога Аполлона, из чего некоторые античные авторы делают вывод, что Гектор был сыном Аполлона.
Когда Ахилл демонстративно отстранился от участия в войне после ссоры с Агамемноном, доспехи Ахилла одел его лучший друг - Патрокл. Принимаемый всеми за Ахилла, Патрокл сокрушил много троянцев и дошел до самых стен Трои, где его убил Гектор и забрал доспехи Ахилла.
Когда Фетида (мать Ахилла) на следующее утро принесла сыну новые доспехи, скованные богом Гефестом, Ахилл бросил вызов Гектору и убил его:

.. у Пелида сверкало копье изощренное, коим
В правой руке потрясал он, на Гектора жизнь умышляя,
Места на теле прекрасном ища для верных ударов.
Но у героя все тело доспех покрывал медноковный,
Пышный, который похитил он, мощь одолевши Патрокла.
Там лишь, где выю ключи с раменами связуют, гортани
Часть обнажалася, место, где гибель душе неизбежна:
Там, налетевши, копьем Ахиллес поразил Приамида;
Прямо сквозь белую выю прошло смертоносное жало;
Только гортани ему не рассек сокрушительный ясень
Вовсе, чтоб мог, умирающий, несколько слов он промолвить;
Грянулся в прах он,- и громко вскричал Ахиллес, торжествуя:
"Гектор, Патрокла убил ты - и думал живым оставаться!
Ты и меня не страшился, когда я от битв удалялся,
Враг безрассудный! Но мститель его, несравненно сильнейший,
Нежели ты, за судами ахейскими я оставался,
Я, и колена тебе сокрушивший! Тебя для позора
Птицы и псы разорвут, а его погребут аргивяне".

(Гомер, "Илиада", песнь 22-я)

 После победы Ахилл привязал тело убитого Гектора к колеснице и протащил вокруг Трои.

Джон Флаксман - Триумф Ахилла

 Джон Флаксман - Триумф Ахилла

Кассандра - в древнегреческой мифологии троянская царевна, дочь Приама и Гекубы. Согласно большинству мифов, Кассандра обладала даром пророчества, который она получила от Аполлона, домогавшегося любви красавицы Кассандры (в "Илиаде" Кассандра названа прекраснейшей из дочерей Приама). Получив дар пророчества, Кассандра нарушила обещание, данное Аполлону и он не вкусил её любви. В отместку Аполлон сделал так, чтобы пророчествам Кассандры никто не верил.

 Аполлон и Кассандра

Аполлон и Кассандра

Парис - в древнегреческой мифологии троянский царевич, сын Приама и Гекубы. Когда Гекуба была беременна, ей приснился страшный сон, что она родила горящий факел, от которого сгорела Троя. Прорицатели истолковали сон так: родившийся сын Гекубы станет виновником гибели Трои. Когда сын родился, Приам велел оставить его на горе Иде, надеясь, что ребёнка растерзают дикие звери. Однако мальчик был вскормлен медведицей и взят на воспитание пастухом, давшим ему имя "Парис" (по-фригийски "борец"). После того, как Парис храбро отразил нападение на пастухов шайки разбойников, он получил второе имя - "Александр" (т.е. "отражающий мужей").
Когда Александр Македонский прибыл в Трою, то ему показали лиру, на которой играл его тёзка - Александр-Парис, на что Александр Македонский сказал: "Я бы предпочел увидеть ту, на которой играл Ахилл" (как и Парис, Ахилл играл на лире, в отличие от прочих ахейских царей).
В бытность пастухом Парис вступил в брак с речной нимфой Эноной, у них был сын Кориф.
Ключевым в истории Париса стал конкурс красоты, получивший название "Суд Париса". Этот эпизод восходит, возможно, к ритуальным состязаниям в красоте, проходившим в храме Геры на острове Лесбос. Богиня раздора Эрида, обиженная тем, что её не пригласили на свадебный пир родителей Ахилла - Пелея и Фетиды, решила отомстить богам и подбросила пирующим яблоко с надписью "Прекраснейшей". Три богини - Гера, Афина и Афродита - вступили в спор, кому из них должно достаться яблоко (отсюда произошло выражение "яблоко раздора"). Спорящие обратились к Зевсу, но тот, понимая, что своим выбором обидит двух богинь и наживет в их лице врагов, передал возможность выбора Парису. Зевс послал к Парису Гермеса, поручив тому сказать так: "Тебе, Парис, Зевс поручает рассудить богинь, спорящих о том, какая из них наикрасивейшая: ты ведь сам красив и сведущ в делах любви".  Три обнаженные богини явились к Парису и стали сулить ему награды за выбор в пользу каждой из них: Гера обещала сделать его самым могущественным из земных царей, Афина - самым храбрым героем, а Афродита - обладателем самой красивой женщины - Елены. Парис выбрал Афродиту, которая стала его покровительницей, а Афина и Гера после этого стали врагами Трои и покровителями ахейцев.

 Francois-Xavier Fabre - Суд Париса

Francois-Xavier Fabre - Суд Париса

Елена - в греческой мифологии спартанская царица, прекраснейшая из женщин. По самой популярной версии мифа, Елена была дочерью смертной женщины Леды и бога Зевса, который явился Леде в образе прекрасного лебедя. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена. По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь. В юности Елена была похищена Тесеем и Пирифоем, однако когда они отправились в царство Аида за Персефоной, Елену освободили и вернули обратно её братья Диоскуры.

Слух о красоте Елены распространяется по Греции и сватать её приезжают несколько десятков знаменитейших героев, среди которых Одиссей, Менелай, Диомед, оба Аякса, Патрокл. Земной отец Елены Тиндарей, царь Спарты, во избежание обид среди женихов по совету Одиссея связывает всех женихов Елены клятвой оберегать в дальнейшем честь её будущего супруга. После этого мужем Елены Тиндарей выбирает Менелая. На этот выбор явно повлияло то, что Клитеместра (другая дочь Тиндарея) была замужем за братом Менелая - Агамемноном, царем Микен.

 Антонио Канова. Елена Троянская

Антонио Канова. Елена Троянская

Согласно древнегреческой мифологии, царица амазонок Пентесилея укрывалась  в Трое от   преследования эриний за убийство своей сестры Ипполиты. Пентесилея нечаянно   застрелила ее то ли на охоте, то ли во время схватки, которая произошла после свадьбы Тесея и Федры.

Эмиль Вольф. Пентесилея убивает на охоте Ипполиту


Ахилл убил в схватке Пентесилею и влюбился в её мертвое тело. Терсит выколол у умершей глаза копьем и  обвинил Ахилла в страсти, противной природе человека. Ахилл   обернулся и так ударил Терсита, что, выбив ему все зубы, убил его.

Для греков, а позднее и римлян Пентесилея стала символом любви, которая  сильнее смерти. Ее образ украшает бесчисленные римские и греческие   саркофаги, вазы и рельефы. Он вдохновляет художников, поэтов и писателей вплоть до  наших дней.

Картина "Леда и лебедь" Леонардо да Винчи не сохранилась, сохранились лишь эскизы Леонардо и копии учеников.

Самый известный эскиз к этой картине - голова Леды:
Дмитрий Мережковский. Леда (1895)

"Я – Леда, я – белая Леда, я – мать красоты.
Я сонные воды люблю и ночные цветы.
      Каждый вечер, жена соблазненная,
Я ложусь у пруда, там, где пахнет водой, –
         В душной тьме грозовой,
      Вся преступная, вся обнаженная, –
      Там, где сырость, и нега, и зной,
      Там, где пахнет водой и купавами,
         Влажными, бледными травами
      И таинственным илом в пруду –
               Там я жду.
      Вся преступная, вся обнаженная,
               Изнеможенная,
         И горю, и томлюсь.
         В душной тьме грозовой,
         Там, где пахнет водой,
         Жду – и в страстном бессилии,
Я бледнее, прозрачнее сломанной лилии.
Там я жду, а в пруду только звезды блестят,
И в тиши камыши шелестят, шелестят".

Scindia museum, Gwalior. Леда и лебедь

Леда - в греческой мифологии  дочь этолийского царя Фестия  и жена спартанского царя Тиндарея. Детьми Леды были братья-Диоскуры (Кастор и Полидевк), а также дочери Елена и Клитеместра. Пленённый красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. От этого союза Леда родила яйцо, из которого появилась Елена, прекраснейшая из женщин. Скорлупа яйца находилась в одном из храмов Спарты (об этом есть исторические свидетельства). По другой версии мифа, Леда лишь сберегла у себя яйцо, снесённое богиней возмездия Немесидой от брака с Зевсом и найденное пастухом. Когда из яйца появилась девочка, Леда воспитала её как свою дочь.
Существуют и другие версии мифа. Согласно одной из версий, Леда снесла два яйца, из которых появились Полидевк и Елена, либо же три яйца, из которых появились Полидевк, Кастор и Елена, либо четыре яйца, из которых появились Полидевк, Кастор, Елена и Клитеместра.

Чезаре да Сесто. Леда и лебедь (копия несохранившейся картины Леонардо да Винчи)